Вышний
Волочек, город в
Тверской области,
находится на 297 км.
Федеральной дороги
Москва –
Санктъ-Петербург. Как
город известен с 1770года.
Население 64 тысячи
человек.
Русской Венецией
называют Вышний
Волочек. Реки, каналы,
озера, водохранилище -
главная примета
города. Вышневолоцкие
набережные
протянулись на 32
километра, а через
каналы и реки
перекинуто около 30
мостов. Возникновение
города связано с
существованием волока
на древнем торговом
пути, соединявшего
бассейны рек
Балтийского и
Каспийского морей.
Баржи с грузами по
Волге, а затем по ее
притоку реке Тверце
доходили до места, где
сейчас в поселке
Белый Омут стоит
построенная в XIX веке
Николо-Столбеневская
церковь. Здесь товары
выгружались на берег и
затем волоком
перетаскивались на
10-верстное расстояние.
Далее путь шел но
рекам Цне и Мсте. На Мсте
было сорок порогов, и
самыми опасными
являлись Боровицкие.
Здесь товары и баржи
больше 30 км
перетаскивали по суше.
Этот волок получил
название Нижнего, а
волок у устья реки
Тверцы - Верхнего или
Вышнего, а за меньшую
протяженность его
называли "Вышний
Волочек".
"Никогда
не проезжал я сего
нового города, чтобы
не посмотреть здешних
шлюзов. Первый, кому на
мысль пришло
уподобиться природе в
ее благодеяниях и
сделать реку
рукодельною, дабы все
концы единые области в
вящее привести
сообщение, достоен
памятник для
дальнейшего
потомства", - писал о
Вышнем Волочке
Радищев в книге
"Путешествие из
Петербурга в
Москву".
Вышневолоцкие каналы
и шлюзы, построенные в
начале XVIII века, стали
частью первой в России
искусственной водной
системы, по которой
почти два столетия
переправлялись грузы
с юга России в новую
столицу - Петербург.
Недаром на гербе
города, данном ему в 1772
году, изображалась
груженая лодка. Со
строительством
Мариинской и
Тихвинской систем
Вышневолоцкий водный
путь стал приходить в
упадок и почти совсем
прекратил свое
действие после ввода в
эксплуатацию железной
дороги между Москвой и
Петербургом.
Во второй
половине XIX века
Вышний Волочек из
города лоцманов,
судостроителей и
ямщиков превращается
в центр текстильной
промышленности. В 1857
году была построена
первая в городе
бумагопрядильная
фабрика, через два
года -
хлопчатобумажная, а в
1881 году -
прядильно-ткацкая. |
|