FoxЖурнал: Леонид Багмут: история и литература:
   КАЗЁННЫЕ ЛЮДИ ЦАРЯ ТИШАЙШЕГО
   
Автор: Леонид Багмут  
                                                                              То, что сыпется из рук, Лучше держать в голове                                                                           
 
 
Калёным железом история заставляет народы шевелиться. Тенденция вкушать манну небесную присуща многим и многим – равно как и спать на ходу. И вечно повторяется сказка избранного богом народа – который как только оказывался в благоприятных условиях и отъедался, сразу же поворачивался к Творцу спиной и начинал усердно строить капища для идолов, с которыми легче столковаться тароватым людям. 
 
Погуляв вволюшку во время Смуты, русские люди первые тридцать лет добросовестно замаливали грехи и от Бога отступать не думали. Но при Алексее Михайловиче, царе Тишайшем, ум стал расти как на дрожжах и в конце концов полез через верх. 
 
Сестрица Алёнушка и братец её Иванушка, за неимением места для геройских подвигов, всячески уклонялись от уплаты налогов. В оправдание своего воровства   они привычно ссылались на тяжёлое наследие монголо-татарского нашествия. Можно посмеяться над такими резонами, но можно и подумать: не всё так глупо, как кажется умным людям. 
 
Когда Кащей Бессмертный, Баба его Яга и зять их Змей Горыныч воссоединили Русь в рамках единого Ордынского пространства, то дани они потребовали за свои труды немалой. А кому хочется работать на хозяина-оккупанта, который без стыда и совести называет себя Старшим Братом? Совладать же с ним нет никакой возможности и  потому недовольство Ордынскими порядками всегда выливалось в меры косвенные – проще говоря обман в патриотическом ключе. Надуть врага стало чести, доблести и геройства для десяти поколений русских людей. 
 
И вот сотни лет Илья Муромец учился на горьком опыте вести двойную бухгалтерию, отмывать деньги и божиться на все иконы с чистой душой и ясными глазами. Делать это было не очень трудно, ибо царские слуги считали плохо. А плохо они считали потому, что взятки в столицу текли рекой – в них захлебнулись  и самые преданные ордынскому делу. Но такое вековое геройство даром не проходит, и народная мудрость пускает к себе в душу новых жителей: «не подмажешь – не поедешь, не обманешь – не продашь». Спорить с ними бесполезно, ибо все знают, что это правда. Ребята они настырные и бедовые: всё-то вокруг них плохо лежит. Давно уже татары стали данниками русского царя и младшим братом великого братского русского народа, но глубинах подсознания царь как был, так и остался навсегда ханом Золотой Орды. И неважно, что столица переехала с Нижней на Верхнюю Волгу – слуги царские остались ханскими баскаками, а людишки их – Сиротами Казанскими. 
 
Люди царя Михаила Фёдоровича правили без резких движений, опасаясь новой смуты, а потому на растущий бюджетный дефицит смотрели, как на наказание божие. Разверстали они все бюджетные недоимки на многие годы вперёд – он греха подальше. Теорий никаких не выдвигали, национальных проектов не имели, жили во всей свой простоте: день до вечера – и слава Богу. Народ отдыхал и не очень надрывался согласно житейской мудрости: работа – не волк, в лес не убежит. А леса кругом были бескрайние, чащобы дикие – в 17 веке деревеньки были островками среди зелёного моря. Давить на смердов было невозможно: уйдёт, куда глаза глядят, и поминай, как звали. Все нарочитые люди спят и ничего не трогают: а то вдруг рассыплется совсем. Но порядка нет пуще прежнего: налоги укрываются, государственный долг нарастает, и все понимают, что тишина скоро кончится большими неприятностями. И точно: людишки царя Алексея, накопив силушку богатырскую, начали решать финансовые и административные проблемы государства круто и сплеча. 
 
Началось всё с налоговой реформы. Умные люди в экономическом блоке совета министров рассудили, что хитреца надо перехитрить – и ввели налог, от которого по идее ни Иванушка, ни Алёнушка, ни даже Алёша Попович при всей своей смекалке отвертеться не смогут. После этого родилась народная мудрость: «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». 
 
Построения теоретиков были вполне логичны: в течение последних 400 лет население только тем и занималось, что уклонялось от прямых налогов: нынче любой Иванушка Дурачёк даст фору самому грамотному финансисту. Голь на выдумки хитра – но ведь и налимов ловят умные люди. Решили они ввести вместо сотни прямых налогов один косвенный налог на соль, без которой прожить было нельзя: все запасы на зиму. Кроме хлеба и мёда, надо было солить. 
 
Народ святорусский встретил налоговую реформу, как татарское нашествие: отказался покупать казённую соль и начал быстро протаптывать дорожку к её источникам. Ещё немного – и соли было бы вдоволь,  и налогов никаких платить не надо. Не прошло и двух лет, как всё стало по-старому. Однако на этом финансовые новации не кончились: казённым людишкам перестали платить жалование в целях экономии средств. В коридорах власти цинично рассудили: все служащие берут взятки, сопоставимые с валовым продуктом страны – так зачем им ещё зарплата? Всё очень разумно, но державные люди оставили без внимания психологические аспекты нововведения. Все воры искренне возмущаются, если воруют у них самих. Сначала страдальцы просили Христом-Богом и соглашались подождать, раз Родина попала в трудное положение. Тогда и сложилась поговорка: «Обещанного три года ждут». Видят, сироты, что время выходит – а начальство не чешется – и затеяли русский бунт – бессмысленный и беспощадный. 
 
По исторической традиции, восстание 1648 года в Москве называют Соляным бунтом, хотя налог на соль уже отменили. Сказание же утверждает, что возмущение народа вызвали молодые волчата, пришедшие во власть вместе с Тишайшим и рвущие подковы на ходу. Особенно негодовали москвичи и гости столицы на министра внутренних дел Плещеева. Характеристика ему даётся самая отрицательная: сущий разбойник. Наверно, так оно и было, хотя вызывает сомнение единодушие критиков. Надо отметить, что он впервые попытался подтянуть правоохранительные органы. Он же первый, кто взялся за наведение порядка на улицах столицы. Много тогда было бойкого люда в Москве, и унять их – непростая задача. Но Плещеев пошёл другим путём: обложил всех греховодников таким налогом в свою пользу, что народ застонал. И было от чего: налог на воровство был явно несправедлив, ибо носил ярко выраженный уравнительный характер. Равенство хорошо выглядит только на бумаге: на самом деле квалифицированных воров с харизмой совсем не много, другие бедствуют, а налог стали собирать такой, как будто все они гребут лопатой серебро. Да ещё при этом новый хозяин города оказался свирепым правозащитником – запретил убивать. Совсем не стало жизни Соловью Разбойнику! А не платить и не слушаться было нельзя: Плещеев был жаден до беспамятства и крови не боялся. 
 
Тихо стало на Москве: многие бандиты бросили свою работу, а оставшиеся на посту старались из последних сил, да всё напрасно: много глаз было у Плещеева. Но беда, как известно, не приходит одна: Новые, Смелые люди взялись взыскивать недоимки со всех москвичей – не только с профессиональных воров. А ведь давно известно: кто из нас без греха? Доносы посыпались без конца и без края, ибо кому не обидно, что у соседа на одну корову больше? Что ни день – идут по дворам подячие со стрельцами – и возвращаются со знатной добычей. Никто себя не забывает, и народ в панике: недоимка на копейку, а возьмут рубль. Политическая оппозиция новому курсу воспользовалась недовольством трудящихся и постаралась свернуть реформу. Технология революции была простая: народ вывели на улицы со слёзной просьбой унять казенных людей, но контроль над улицей не удержали – и за пару дней спалили всю Москву. Всё вернулось на круги своя: не созрело время для европейских изысков и не настало время новой жизни – велено было подождать. А если Баба Яга против, то самые умные люди остановятся в нерешительности, опасаясь потерять голову. 
 
Затеял же реформу премьер-министр, бывший дядька царя Алексея – боярин Морозов. Фигура незаметная, а зря – человек был больших дарований. В те годы, когда и Грозный, и Годунов уже ложились в могилу, он обладал энергией и решительностью молодого человека. Умел считать деньги и широких взглядов был – государственный человек. Во всяком случае историки, изучая середину 17-го века, всегда ссылаются на документы, сохранившиеся с вотчин Морозова. Как будто на Руси других не было. Умел он правильно поставить своё хозяйство и думал обустроить Россию. Можно сказать, что подвёл его кадровый состав исполнителей реформы – все лихоимцы, пробы ставить некуда. Но были ли другие? И будут ли когда нибудь? На эти вопросы не ответит ни один умный человек: не ссылаться же в официальном документе на Бабу Ягу! 
 
Патриарху Никону повезло больше: церковь удалось расколоть так, что она уже никогда не смогла вернуть себе былых прав и влияния. Сильный  человек и тоже друг царя взялся с размаху чистить авгиевы конюшни – а создал духовную оппозицию режиму. До религиозной войны дело не довёл, и это самое неприятное: нарыв в общественном организме пошёл внутрь. Значение раскола сказалось потому много позже и было многократно большим, чем все прочие события, случившиеся при тихих царях. Если бы не было двух земляков – патриарха Никона и протопопа Аввакума, то царя Петра Алексеевича мы бы знали только в одной ипостаси: смутьяна и дебошира. Большего, чем просто покуражиться на троне, ему б не дали: Баба Яга наложила бы вето на все новшества, вплоть до ликвидации Немецкой слободы. Эта старушка умеет ждать и свёртывает головы любым упрямцам.  
 
Раскол церкви при неудачных фискальных и административных реформах открыл дорогу Петру Великому: жители Тридевятого царства потеснились и приняли в свои ряды новый сказочный персонаж – отставного солдата, который умел варить кашу из голого топора, приговаривая: «за вкус не ручаюсь, но горячее будет». 
 
Леонид Багмут 
 
Уже опубликовано: 
 
 
-  Быдлократия как общественный институт
 
 -  Сказка о грибнике и грибах
 
 -  Геном русской сказки
 
 -  Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
 
 -  В поисках утраченных корней
 
 -  Русь - начало всех начал
 
 -  Кого обидели варяги
 
 -  Личное дело легендарного человека
 
 -  Три смерти князя Игоря
 
 -  Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
 
 -  Последний гордый варяг
 
 -  Яга на марше
 
 -  Трудно только первые сто лет
 
 -  Власть женского рода
 
 -  Выбор невесты
 
 -  Поминая старые обиды
 
 -  Время Ярослава Мудрого
 
 -  Золотая осень древнего Киева
 
 -  Второстепенные герои древнерусского мифа
 
 -  Вечная юность народа 
 
 -  Конец истории 
 
 -  Молодой народ подобен степному пожару
 
 -  Личность Змея Горыныча  
 
 -  Время и люди Чингизхана
 
 -  Бросок степной гадюки 
 
 -  Киевская Русь: подводя последние итоги 
 
 -  Историческая миссия Змея Горыныча
 
 -  Последний  Рюрикович 
 
 -  Власть идеи
 
 -  Избирательность исторической памяти
 
 -  Прелести кирпичной кладки
 
 -  Этика далёких потомков
 
 -  Посмертная маска нашей истории
 
 -  Русская матрица
 
 -  Сказка о Женщине
 
 -  Смена этнической доминанты
 
 -  Народ обретает новое имя: пёс становится собакой/a>
 
-  Затянувшиеся  роды
 
 -  Дурак не скоро поумнеет
 
 -  Многочисленные соблазны
 
 -  Сказка о мужчинах и женщинах
 
 -  Россия молодая: проблема выбора пути
 
 -  Культурный горизонт Московской Руси  
 
 -  Предчувствие Смутного Времени
 
 -  Когда Баба Яга против
 
 -   История смутного времени
 
 -  Европа нам не тётка, а младшая сестра
 
 -  Игры свободных людей
 
 -  Снобизм винтиков
 
 -   Качества ума
 
 -   Время ревущей толпы
 
 -   Туман исторической памяти
 
 -   Лики Судьбы
 
 -  Россия после Смутного времени
 
 -  Патриарх Никон: русская реформация 
 
 -  Протопоп Аввакум: русская контрреформация
 
 
  
  
 
Сказки об Иване 
-    Иван Дурак и точки бифуркации
 
 -  Иван, не ставший Дураком    
 
 -   Семья Змея Горыныча  
 
 
 
 
  
Сказки о времени 
-  История  как миф и сказка
 
 -  Девичья память - лицо истории
 
 -  Будни истории и сказочный праздник
 
 -  Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
 
 -  Магия нашего прошлого
 
 -  Диалектика Я и Мы в истории народа
 
 -  Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
 
 - Конец света - не за горами
 
 - Лукавые мудрствования
 
 - Возвращение средних веков
 
 -  Мифология справедливости
 
 -  Летние сны  
 
 -  Городское одиночество  
 
 -  Разорванность человеческого существования
 
 -  Я прошу у судьбы немного
 
 -  Иллюзия самодостаточности 
 
 -  Сказка о времени	
 
 -  Сказка о власти: пасторальный мотив
 
 -  Какое наше время
 
 -  Романтика независимости 
 
 -  Взгляд на вещи
 
 -  Образ врага
 
 -  Обломки старого времени
 
 -  Сгусток времени
 
 
 
 
  Отец Илларион 
- Первый писатель и первое Слово
 
 - Вторая судьба первого писателя
 
 - Третья жизнь первого писателя
 
  Первая русская сказка 
 
-   Повесть о Петре и Февронии
 
 -   Юмор забытых предков
 
 -  Призвание на царство
 
 -  Русская Золушка 
 
  Дракула 
 
-  Дракула – титан эпохи Возрождения
 
 -  Дракула – выдающийся дипломат позднего средневековья
 
 -  Дракула – наш современник
 
  Кащей Бессмертный 
 
-  Лебединая песня Кощея Бессмертного
 
 -  Возвращение Кащея Бессмертного 
 
 -  Жизнь и судьба Кащея Бессмертного
 
 -  Наследники Кащея Бессмертного
 
   Сталин – намэ 
-  Сказка о Московском халифате 
 
 -  Сказание о халифе Сталине Великом
 
 -  История как орфографическая ошибка
 
 -   Великий отечественный джихад 
 
 
  
 
Книга Иова - очерк нравов Древнего Израиля   
 
-   Судьба полученного даром
 
 -    Второй доклад сатаны 
 
 -   Сон огорчённой души 
 
 -   Бремя порядочного человека
 
 -   Крик отчаяния
 
 -   Цена правдивых слов
 
 -  Дни человеческие
 
 -  Польза широких взглядов
 
 
  
 
 
 
   (: 0)  Дата публикации: 20.12.2007 20:08:43 
  
 [Другие статьи раздела "Леонид Багмут: история и литература"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]
 |