| FoxЖурнал: Библиотека: 
  ЧИТАЛ ЛИ В.ШЕКСПИР Ф.ВИЙОНА?
 
  
 Автор: Юрий Зеленецкий 
   Еще не наступило время, когда порядочные людимогут безнаказанно служить родине.
 М.Робеспьер
 
 В «Балладе примет» Ф.Вийон написал:
 
 Я знаю, кто по-щегольски одет,
 Я знаю, весел кто и кто не в духе,
 Я знаю тьму кромешную и свет,
 Я знаю - у монаха крест на брюхе,
 Я знаю, как трезвонят завирухи,
 Я знаю, врут они, в трубу трубя,
 Я знаю, свахи кто, кто повитухи,
 Я знаю все, но только не себя.
 
 Я знаю летопись далеких лет,
 Я знаю, сколько крох в сухой краюхе,
 Я знаю, что у принца на обед,
 Я знаю - богачи в тепле и в сухе,
 Я знаю, что они бывают глухи,
 Я знаю - нет им дела до тебя,
 Я знаю все затрещины, все плюхи,
 Я знаю все, но только не себя.
 
 Я знаю, кто работает, кто нет,
 Я знаю, как румянятся старухи,
 Я знаю много всяческих примет,
 Я знаю, как смеются потаскухи,
 Я знаю - проведут тебя простухи,
 Я знаю - пропадешь с такой, любя,
 Я знаю - пропадают с голодухи,
 Я знаю все, но только не себя.
 
 Я знаю, как на мед садятся мухи,
 Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
 Я знаю книги, истины и слухи,
 Я знаю все, но только не себя.
 
 Перевод И.Эренбурга
 
 
 
  Как это часто и бывает, окончательный вывод Вийона приведен в другом месте. Одной строкой он представлен в «Балладе поэтического состязания в Блуи»: «…что зная все, не знаю ничего».Есть основания полагать, что в обеих балладах Вийон писал все-таки не о себе. Скорее всего, он имел в виду всех других людей, которые, какими бы обширными знаниями и выдающимися способностями они не обладали в области науки, техники или искусства, не зная себя, по сути ничего не знают и не понимают в жизни.
 Похоже, за многие века, прошедшие после написания Вийоном этих баллад, то, что понял Вийон, понял только один единственный человек — В.Шекспир. При этом вовсе не исключено, что понял он это именно благодаря Вийону.
 Доказать это, естественно, невозможно, но и совсем исключать тоже нельзя. Ведь у Шекспира мало случайного. Поэтому, наверное, не случайно действие пьесы «Бесплодные усилия любви», переполненной многозначительными замечаниями, разворачивается во Франции. Возможно, не случайно одна сцена пьесы «Генрих V» написана на французском языке. К тому же, в этой же пьесе Шекспир впервые употребляет сочетание «a man» в смысле, в котором подразумевается человек в общем.
 Может быть это чистая случайность, но может быть и так, что, сравнивая в «Отелло» любовников с животным с двумя спинами, Шекспир повторял именно Вийона.
 Некоторые шекспироведы в своих трудах чересчур преувеличивают  влияние на Шекспира М.Монтеня, книга которого была в библиотеке Шекспира. Книжки же стихов Вийона, может быть, в этой библиотеке и не было. Может быть, Вийон никак не влиял на Шекспира. Но внутреннее родство между ними очевидно.
 Всякий, кто внимательно читал произведения Шекспира, не может не видеть, что Шекспир в них отстаивал то же самое понимание, которое Вийон выразил в «Споре в форме баллады меж телом и сердцем»: «Лишь человек кузнец судьбы своей». И в самых первых строках пьесы «Венецианский купец» Шекспир просто более сжато и эмоционально выразил то, о чем Вийон писал в «Балладе примет»:
 
 And such a want-wit sadness makes of me,
 That I have much ado to know myself.
 Печалюсь я недостаточностью своего ума,
 Из-за которой я испытываю трудности в познании самого себя.
 
 И был ли среди уже миллиардов, живших после В.Шекспира людей, хоть один человек, который испытывал печаль Вийона и Шекспира, — вот в чем вопрос! «Глупец не испытывает огорчения от скудости своего ума» (Абу-ль-Фарадж).
 Каждый человек, который решил задачу Вийона и Шекспира, знает, что решил ее и Шекспир. Скорее всего, того же добился и Вийон, на что указывает общность их мироощущений.
 
 «Баллада — добрый совет»: «Да, мир — тюрьма».
 «Гамлет»: «Дания — тюрьма».
 
 Может быть, придет время, когда станет понятно, что для Ф.Вийона и В.Шекспира все остальные, не знающие и не желающие  себя знать люди, были вовсе не «сокамерниками», а именно надзирателями, любыми способами пресекающие любую попытку нести им понимание, что истинно в общем есть человек И может быть, к тому времени, когда это станет понятно, станет и известно, читал ли В.Шекспир Ф.Вийона.
 
 
 
 Юрий Зеленецкий
 
 
 В журнале Юрий Зеленецкий уже опубликовал:
 
 
 
 
 
  Зеркало Шекспира
 Математика для отцов
 Оправдание Шекспира
 Как разумно сеять разумное, доброе, вечное
 Как найти Человека в Интернете
 Оправдание людоедов
 Абсолютное предназначение России
 Почему русские самые умные?
 Почему французы не могут понять, что есть человек 
 Любил бы В. Шекспир нынешних ученых?
 ОБ ОТСУТСТВИИ ПОЛИТИКИ В ПОНИМАНИИ, ЧТО ЕСТЬ ГЛУПОСТЬ 
  Наука жизни
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 (: 0)
 Дата публикации: 22.04.2007 16:30:44
 
 
 [Другие статьи раздела "Библиотека"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]
 |